ФАн Сайт Зака Эфрона Без рубрики Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на съезде РСПП

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на съезде РСПП

Выступление А.Л.Кудрина:

Добрый день, уважаемые друзья!

Для меня большая честь выступить здесь, когда подводятся итоги годовой работы Российского союза промышленников и предпринимателей. Хочу от имени Председателя Правительства РФ поприветствовать съезд и пожелать успехов его участникам.

Мы должны работать в диалоге, прислушиваться друг к другу, понимать, что делаем общее дело. Экономику поднимает бизнес, а государство должно создавать для этого условия. И обсуждение этих условий, связанных с ними проблем необходимо. Это обсуждение сегодня продлится на встрече Председателя Правительства с бюро РСПП. Думаю, там будут заданы те вопросы, которые сегодня прозвучат на съезде.

Я обратил внимание на все детали выступления Александра Николаевича (Шохина). Напомню, что когда выступал в Красноярске с достаточно критической речью о наших проблемах, то в качестве примера привел исследование РСПП в отношении того, что же сегодня в первую очередь волнует предпринимателей. И вывод о том, что на одном из первых мест – стратегия и цели государства, выбор модели экономики, он в первую очередь адресуется Правительству, подтверждаю это. Мы с Аркадием Владимировичем (Дворковичем) здесь переговорили о том, что в обычной развитой стране является такой стратегией, выносимой на обсуждение. Стратегия принимается на выборах, когда выбираются та политическая партия, та платформа, которая будет отражать её, а впоследствии то правительство, которое станет её реализовывать. Поэтому политическая конкуренция является необходимым элементом настройки работы любого общества, любой экономики. И мы хотели бы, чтобы больше было этих идей, политической конкуренции, выработки подобных решений.

Сегодня на заседании Правительства будут рассматриваться сценарные условия развития экономики на три года. Не только от цены на нефть эти сценарии зависят. Более того, эксперты считают, что изменения показателей этих сценарных условий как раз не зависят от цены на нефть. Она ставится разная, а темпы роста остаются одинаковые – вот в чём проблема. Это подтверждение другого, уже грустного факта, что даже цена на нефть, являвшаяся до кризиса серьёзным стимулом развития, уже исчерпала свой потенциал, как и сама нефтегазовая отрасль больше не является локомотивом с точки зрения темпов роста, как это было в некоторые годы, особенно в первой половине прошлого десятилетия, когда мы росли по 10% в год. Цена добавляла роста, экономика получала существенный ресурс.

Даже при том, что средства сберегались в суверенных фондах, экономика часть этих ресурсов получала через нефтяные, газовые и металлургические компании. Через их заказы эти средства появлялись в экономике. Прирост денег в некоторые годы составлял 50%, а экономика
371c
росла всего на 8%. Мы жили по модели, когда за развитие вынуждены были расплачиваться в том числе инфляцией. Центральный банк, борясь с инфляцией, укреплял рубль, что опять же подрывало экспортные возможности отечественной промышленности и увеличивало импорт. Он увеличивался существенно – бывало, на десятки процентов в год.

Зависимость от нефти сыграла свою тяжёлую роль. Развивались секторы торговли, финансов, строительства. В меньшей степени развивались отрасли, которые являются базой для модернизации. Такова несколько перекошенная под напором нефтегазовых долларов экономика. Она и от социальных расходов зависит тоже: они существенно выросли – в реальном выражении расходы бюджета выросли в 4 раза. В 4 раза больше стали получать учителя и врачи. И на дороги стали больше тратить. Другие решения принимали. Оказалось, что модель, базирующаяся только на нефтегазовых доходах, не срабатывает, и теперь сценарии развития от них уже не зависят, потому что эффект уже исчерпался. Скорее рост цен на нефть будет угнетать экономику.

Сегодня на заседании Правительства будет очень принципиальный разговор, и он, скорее всего, не закончится. Нам придётся некоторые вопросы досчитывать до лета или даже до осени, когда будем вносить бюджет. Эти развилки связаны в том числе с социальными расходами бюджета, с уровнем расходов. Президент России принял решение об увеличении военных расходов на 1,5% ВВП в следующем году. Мы должны или поставить эти расходы на дефицит бюджета, или увеличить налоги, или больше использовать нефтегазовые доходы, ориентируясь на высокие цены. Вот три варианта. Есть и четвёртый – сократить другие расходы: дороги, образование и т. д. Это пример.

Здесь многие, возможно, представляют военно-промышленный комплекс. И они знают, что там распределяется серьёзный заказ уже сейчас. 20 трлн рублей – это в среднем примерно в 3 раза рост оборонных расходов в среднесрочной перспективе, это выход на новый уровень. Оборонно-промышленный комплекс должен в три года удвоить выпуск. Для этого, естественно, нужны инвестиции в оборонно-промышленный комплекс, его новые мощности. Когда я говорю 1,5% ВВП, это не только государственный оборонный заказ, но и денежное довольствие военнослужащих, об увеличении которого в 2,5 раза объявлено.

Будет ли при этом расти дефицит бюджета? Мы не Германия и не Великобритания, в наших российских условиях финансирование дефицита федерального бюджета больше чем 2% с рынка означает угнетение частных инвестиций. Ведь тогда государство забирает часть средств с рынка, ориентируясь на высокую цену на нефть. Если в этом году нулевой дефицит был бы при цене нефти 115 долл. за баррель, то в следующем году – примерно при 122 долл. Мы пошли дальше в нашей зависимости от этих цен: мы добавляем на рынок деньги от нефти, на цену который ориентируемся, и получаем укрепление рубля и не снижаем инфляцию так быстро, как хотели бы. Ставка процента будет выше.

Я уже не говорю о варианте повышения налогов. Все эти варианты – это взаимоотношение государства и той экономической среды, в которой мы находимся. Правильную модель мы выбираем или у нас нет этих возможностей? Или всё-таки мы должны базировать модернизацию на частных инвестициях, подождать, сделать паузу по увеличению расходов?

Также хочу сказать о принципиальном решении по сокращению страховых платежей. Решение о их повышении тяжело принималось. Оно два года только вырабатывалось экспертами. Полгода жёстко обсуждалось в Правительстве. Что такое пенсионная система? Утверждение правил формирования будущих накоплений, в первую очередь той части, которая является страховой. Вы все платите этот налог, знаете, что идёт персонифицированный учёт по каждому гражданину, накапливающему свои права. Есть накопительная часть пенсии, есть персональная, связанная с правами. Есть, как мы говорим, солидарная часть уплаты налога, которая добавляется ко всем пенсиям. Как правило, это, как раньше называлось, базовая пенсия. Мы очень долго дискутировали, вышли на это непростое решение. Мне было ближе решение, когда ниже ставка, но больше шкала, с которой уплачиваются взносы, то есть перенос нагрузки на более высокие зарплаты. В одной из своих статей этот подход я обозначил.

Решение очень тяжело вырабатывалось. Пришли к выводу, что если мы страховые принципы защищаем, то должны брать более высокие платежи с большей шкалы – не с 463 тыс. рублей, а с 800 тыс. или 900 тыс. рублей, то есть прав впоследствии будет больше, но для тех, кто получает сегодня зарплату свыше 30–50 тыс. рублей в месяц. Приняли это решение – прошло полгода. Мы работаем только один квартал в этих условиях – и отменяем. Это же серьёзнейшие вычисления, касающиеся расчётов на десятилетия вперёд, то есть мы говорим, что теперь так права копить неправильно, давайте теперь по-другому их накапливать, а новый расчёт провести за полтора месяца.

Это очень сложные условия, в которых мы сегодня находимся, мы ищем это решение. Обращаемся и к предложениям, выработанным предпринимательскими сообществами. Деловая Россия предлагает уменьшить ставку, но отменить шкалу вообще или сделать её достаточно большой. Если шкалу отменить, то это не уменьшение налогообложения, а просто перенесение его на другие, более высокие зарплаты. Это примерно на ставке 28,5% балансируется. Если мы делаем ниже ставку, то это увеличение дефицита пенсионной системы.

Решение – глобальное, принципиальные проблемы – мощнейшие. И если мы не тронем вопросы обязательств и пенсионного возраста, то по-прежнему не будут решены важнейшие вопросы, связанные со старением, демографией, тем, что у нас становится меньше работающих и больше пенсионеров. Но это не предлагается.

Мы стоим перед сложнейшими решениями. Модернизация с чего начинается? Она начинается не с увеличения расходов, увеличения налогов или увеличения дефицита бюджета, увеличения расходов до такой степени, когда мы становимся постоянно зависимыми от высоких цен на нефть. Давайте комплексно смотреть на все позиции, а не только на словах говорить о модернизации. Мне пеняют, что я всё время говорю о бюджете, сбалансированности доходов и расходов. Думаю, что только что проиллюстрировал как всё взаимоувязано. Мы сегодня выбираем модель, по которой будем жить. Надо публично отвечать на вопросы и ставить их прямо, как они сегодня стоят, и чтобы вы участвовали в обсуждении. И ведь ответы не очевидны во всех случаях.

В этом году экономика выйдет на уровень роста примерно 4,2%. В следующем году, по прогнозу, будет 3,5%. Трудно мобилизовать факторы роста, необходимые для модернизации и улучшения инвестиционного климата. Это действительно большая работа – улучшение государственного администрирования, создание условий в части налогового климата, внешних торговых условий. Сегодня рост в России ниже 3% означает стагнацию и позволяет решать только текущие задачи. Рост экономики от 3% до 4,5% – это слабый, неустойчивый рост, не характерный для модернизации. При нём не будут успевать обновляться фонды предприятий. Рост объёма инвестиций на 6–8,8% недостаточен для российской экономики. Для модернизации нужен при эффективной конкурентной экономике рост инвестиций около 30% к ВВП. Нужны факторы, которые дали бы такое доверие к экономике, чтобы можно было вкладывать и рассчитывать на прибыль. Вы знаете мою позицию. С инфляцией 7–8% модернизация практически не начинается – она начинается с инфляции ниже 3%, чтобы ставка по кредиту была 5–7%. Тогда большинство отраслей начинает работать, если кредит будет ещё и на 10–15 лет. Надо зажать инфляцию через нерасширение расходов, неиспользование нефтегазовых денег, создающих инфляцию, вызывающих укрепление рубля, поэтому непростой разговор будет сегодня на заседании Правительства.

Накануне у нас были очень жаркие споры и с экспертами, и у нас внутри министерств и ведомств, в том числе по тарифам. Мы хотим ограничить прирост тарифов сейчас, но тут уже отрасли, связанные с этими тарифами, напоминают, что у них инвестиционная программа есть. А без расширения инфраструктуры не будут развиваться другие отрасли – это всё сегодня будет обсуждаться.

Те 10 пунктов, которые назвал Президент России в Магнитогорске, безусловно, отвечают ожиданиям. Может, это первые шаги, может, они не решат всей проблемы инвестиционного климата, будут, наверное, и другие – я и Президенту это докладывал. Отношения государства с бизнесом настраиваются, начиная с действий Правительства по определению модели государственных расходов, налоговой системы. Мы, безусловно, вместе обсуждали эти 10 пунктов. Например, решение о том, чтобы Минэкономразвития предоставить дополнительные полномочия по ограничению действий министерств, если на взгляд Минэкономразвития они не соответствует интересам бизнеса, предложено мною. Я даже ещё более жёсткий вариант предложил, но юристы говорят, что прямо так жёстко отменять нельзя: нужно соблюдать процедуру (хотел бы, чтобы в Правительстве был орган, в который можно было бы обращаться в том числе по вопросам, которые решают другие министерства), проводить дополнительную экспертизу по другим ведомствам, таким как Пожарнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, таможня.

Одним из предложений было предложение о приватизации. Напомню, что предложение о приватизации пакетов акций ряда ведущих компаний было внесено Правительством в прошлом году. В данном случае предложение Президента России исходит из шагов по упорядочиванию этой процедуры, потому что с ним это тоже связано. Мы будем уменьшать долю государства, увеличивать конкуренцию. Только совокупность всех факторов создаст истоки модернизации. Спасибо.

Related Post

Андрей Тихонов не прочь и в будущем выходить на после в составе "Спартака"Андрей Тихонов не прочь и в будущем выходить на после в составе "Спартака"

Полузащитник и тренер московского » Спартака » Андрей Тихонов после победы над «Краснодаром» (2:1) в матче 1/4 финала Кубка России выразил желание продолжить выступление за спартаковцев. «У меня остались прекрасные

Требования к схемам ОДДТребования к схемам ОДД

Сегодня подготовка, согласование и утверждение схем организации дорожного движения осуществляется в соответствии с законом №443-ФЗ. На основании этого закона схема ОДД http://www.odd-proekt.ru/ должна включать в себя паспортную часть, характеристику имеющейся

В Твери пройдет Международный фестиваль воздухоплаванияВ Твери пройдет Международный фестиваль воздухоплавания

Зрелищное мероприятие ожидает тверитян в августе — в это время в регионе пройдет Международный фестиваль воздухоплавания. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе департамента транспорта и связи Тверской области, в

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков принял участие в конференции Российского союза промышленников и предпринимателей В«Производительность труда и качество рабочей силы: задачи посткризисного развитияВ

Выступление А.Д.Жукова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Динамика экономического развития свидетельствует о преодолении острой фазы экономического кризиса. Рост ВВП за 2010 год составил 4%, промышленное производство – 8,2%, прирост инвестиций в основной капитал – 6%, реальная заработная плата – 4,2%.

Положительная динамика указанных показателей сохраняется и в этом году. Перед нами сейчас стоят задачи инновационного обновления экономики. Для этого требуется смещение акцентов проводимой экономической политики на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала. Соответственно, и в сфере социально-трудовых отношений также должны быть уточнены приоритеты в проводимой государственной политике по сравнению с кризисным периодом.

Рассматривая социально-трудовые отношения в контексте модернизации экономики и создания инновационных точек роста, мы видим в ближайшие годы следующие ключевые приоритеты в государственной политике в этой сфере.

Первое – дальнейшее развитие трудового законодательства. Учитывая, что российская экономика и рынок труда будут претерпевать качественные изменения в предстоящем периоде, это должно найти адекватное отражение и в трудовом законодательстве. Оно не является для нас догмой. Правительство регулярно, с учётом правоприменительной практики, вносит в него соответствующие изменения. Мы будем делать это и впредь.

Укрепление института индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений, правовое оформление новых форм занятости, учёт особенностей регулирования труда работников в сфере услуг и информатики (а их численность будет постоянно возрастать в посткризисный период) и многие другие вопросы совершенствования трудового законодательства требуют своего решения.

Работа в этом направлении уже начата. Так, например, в целях более полного учёта специфики трудовой деятельности работников, занятых вне производственного помещения работодателя, Правительством подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в Трудовой кодекс. Он сейчас обсуждается в рамках Российской трёхсторонней комиссии. Подготовлен законопроект, предусматривающий повышение доступности рынка труда для молодёжи, инвалидов, матерей с детьми и других наименее социально защищённых групп населения.

В рамках дальнейшего совершенствов
59b4
ания законодательства Правительство проводит работу по внедрению в практику лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, что подразумевает ратификацию ключевых конвенций Международной организации труда. Так, в 2010 году ратифицированы четыре конвенции МОТ:

«О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция 135)»;

«О содействии коллективным переговорам (Конвенция №154)»;

«Об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)»;

«Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция№ 187)».

В 2011 году эта работа продолжается. Нам известно, что в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей подготовлены предложения, предусматривающие разработку нового Трудового кодекса. Эти предложения достаточно интересны, но поскольку предлагаемая концепция модернизации трудового законодательства напрямую затрагивает интересы миллионов граждан, требуется очень тщательное и всестороннее их обсуждение и в первую очередь в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Второе – модернизация системы охраны труда. Ключевой момент этой работы заключается в том, чтобы перейти от реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события к их предупреждению, реализовать комплекс превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения.

Ряд шагов в этом направлении нами уже сделан. Формируется новая система нормативных правовых актов в области охраны труда, утверждены типовые нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты работников ряда основных видов экономической деятельности, приняты меры по совершенствованию профессиональной патологической помощи работающим гражданам.

В 2011 году будет подготовлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. Предстоит внедрить как на законодательном уровне, так и в практику работы предприятий механизмы управления профессиональными рисками. Новым здесь является заблаговременное выявление рисков угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте и немедленное принятие мер по снижению или полному исключению риска жизни и здоровью работника. Соответствующий законопроект уже подготовлен Правительством и обсуждён с социальными партнерами.

Мы предполагаем создать систему единых стандартов безопасности труда, разработать новые подходы к подготовке работников путём внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

В среднесрочной перспективе предстоит выстроить специальную систему социально-трудовой реабилитации, направленную в первую очередь на восстановление здоровья работника, а также пересмотреть предоставляемые виды страхового обеспечения с учётом их качества и эффективности в целях восстановления здоровья работника. Реализация некоторых из этих направлений сдерживалась отсутствием законодательно установленных регламентаций. Законопроекты по внесению изменений в трудовое законодательство по вопросам улучшения условий и охраны труда, а также в административное законодательство, предусматривающее усиление ответственности собственников за нарушение требований охраны труда, уже подготовлены.

Третье – повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности. Исходя из намеченных целей средне- и долгосрочного развития определённые корректировки будут внесены и в государственную политику занятости, имея в виду смещение акцентов на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

В этой связи важнейшими государственными приоритетами в среднесрочной перспективе являются обеспечение стабильности в сфере занятости населения, а также реализация задачи развития рынка труда и сферы занятости, адекватных условиям перехода экономики на инновационный путь развития. Развивающейся экономике потребуются современные трудовые ресурсы. В этих целях мы предусматриваем организацию масштабной профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, которая позволит обеспечить реализацию соответствующих инновационных проектов требуемыми профессиональными кадрами.

При организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, будет предусмотрена возможность их стажировки на предприятиях, применяющих передовые технологии в целях получения новых профессиональных навыков и компетенций. Будет уделено внимание и организации опережающего профессионального обучения работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. Организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, будет способствовать их выводу с вредного производства.

Останутся актуальными дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда в моногородах в связи с реализацией комплексных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию их экономики.

В 2011 году продолжаются антикризисные мероприятия на рынке труда, которые показали свою эффективность и не утратят её в перспективе. Это стажировка выпускников учебных заведений в целях приобретения опыта работы, содействие в переезде в другую местность в целях трудоустройства, а также мероприятия по содействию развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в рамках которых могут быть созданы новые рабочие места.

Особую актуальность приобретает реализация адресных мер, направленных на содействие занятости отдельных социальных групп населения, испытывающих трудности в поиске работы. В частности, организация опережающего профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, способствует возвращению женщин к трудовой деятельности. Реализация данного мероприятия будет способствовать не только созданию адаптационных условий, облегчающих возвращение данной категории женщин на прежнее место работы, но и возможности её дальнейшего карьерного роста, повышению конкурентоспособности на рынке труда.

На расширение возможностей занятости отдельных категорий граждан и более полное использование имеющегося трудового потенциала направлены мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, в рамках которых предусматривается возмещение работодателю затрат на создание или оснащение специального рабочего места для трудоустройства граждан данных категорий.

Хочу вас проинформировать, что Правительством в первом полугодии текущего года будет разработана государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», основными направлениями которой являются реализация мероприятий активной политики в области обеспечения занятости населения, повышение трудовой мобильности населения, совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Кроме того, начиная с 2013 года будет разрабатываться прогноз баланса трудовых ресурсов на трёхлетний период. Принятие необходимых нормативных правовых актов для этого будет осуществлено Правительством в течение первого полугодия 2011 года.

Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентоспособных образовательных систем, нацеленных на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных знаний, умений и навыков работников к её меняющимся потребностям приобретает первостепенное значение и это является ещё одним важным приоритетом государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Основные проблемы в сфере повышения качества рабочей силы широко обсуждаются экспертами и с некоторыми из них трудно не согласиться:

1. Практически отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.

2. Не разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций в целях опережающего обучения в сфере новых технологий.

3. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объёму и качеству высшего, среднего и начального профессионального образования (в системе профессионального образования обучаются: в НПО – 10,3 %, в СПО – 20,6 %, в ВПО – 69,1%, а потребности предприятий в настоящее время и на перспективу составляют, по оценкам, на 80% – рабочие специальности, и только на 20 % – специалисты с высшим образованием).

В результате на российском рынке труда сравнительно большая часть работников являются носителями устаревшего образования и компетенций, что является существенным препятствием для модернизации экономики.

Наиболее важные шаги в сфере модернизации системы образования мы осуществляем в рамках одноимённого национального проекта. С момента его старта был реализован целый комплекс мероприятий – от создания новой системы мотивации труда педагогов до укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Одним из важных направлений в области образования в 2010 году стала реализация мер по развитию высшего профессионального образования, включая предоставление поддержки федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. В дополнение к семи ранее созданным федеральным университетам (Сибирский, Южный, Уральский, Северный, Казанский, Северо-Восточный, Дальневосточный) создан Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

Правительством принято решение о предоставлении статуса «национальный исследовательский университет» ещё 15 ведущим образовательным учреждениям высшего профессионального образования (в 2009 году – 12). Важнейшей особенностью этих вузов является способность не только эффективно реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования и, таким образом, давать студентам возможность получить не только теоретические знания, но и практические навыки научной работы и решения бизнес-задач в высокотехнологичных отраслях.

В развитие национального проекта начиная с этого года запланирован и ряд новых мероприятий, в том числе направленных на достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Общий объём бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010–2012 годах, составляет 69 млрд рублей. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России.

В 2010 году была в целом завершена работа по утверждению и введению в действие 287 федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего профессионального образования. В 2011 году будет обеспечен приём граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования на уровне не ниже 2010 года для обучения по образовательным программам, входящим в 12 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, соответствующих пяти приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Принятые решения затронут не менее 249 тыс. студентов в 134 вузах. При этом увеличение объёмов финансирования образовательных программ по подготовке кадров по приоритетным направлениям модернизации составит в среднем 15% или 11 тыс. рублей на одного студента, обучающегося за счёт средств федерального бюджета, и составит 81 тыс. рублей на одного студента.

Кроме того, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей, в том числе в 2011 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей.

В целях повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений и делового сообщества мы установили порядок, условия и объём предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию совместных инновационных проектов вузов и предприятий. Было принято решение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а это бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и другие объекты.

Одновременно в системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создаётся инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов. Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут поддержка кооперации вузов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и создание современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий.

Далее хотел бы сказать, что практически завершена работа по утверждению и введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов и в системе начального и среднего профессионального образования (234 – среднего и 295 – начального профессионального образования). Основные мероприятия по развитию системы начального и среднего профессионального образования мы планируем осуществлять в рамках реализации региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Так, в рамках указанных программ запланирована организация мониторинга мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей. Поддержка данных программ предусмотрена мероприятиями Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы с выделением средств федерального бюджета в объёме более 4 млрд рублей, из них в 2011 году – почти 800 млн рублей.

Мы будем осуществлять прямую поддержку модернизации базовых учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и технологии, в рамках их кооперации с учреждениями высшего профессионального образования (создание кластеров профессионального образования).

За последние годы в целях повышения качества профессионального образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществлялась государственная поддержка их подготовки для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования. Это мероприятие реализовывалось в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

За эти годы поддержана 341 инновационная образовательная программа, представленная 320 государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования на сумму около 18 млрд рублей за счёт федерального бюджета и софинансирования проводимых мероприятий за счёт внебюджетных средств самих учреждений, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей. За три года создано 300 ресурсных центров, в которых сконцентрированы дорогостоящие и уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей. В 2009–2010 учебном году было охвачено образовательными программами начального профессионального образования более 1 млн человек. Правительство намерено продолжать работу в этом направлении и в дальнейшем.

Вместе с тем мы рассчитываем на более активную позицию и самого бизнеса в подготовке квалифицированных кадров. Например, в Калужской области работает много инвесторов из Германии, Франции и других стран. В частности, работодатели–компании «Фольксваген» и «Пежо-Ситроен» совместно с региональными властями организовали учебный центр по подготовке рабочих и специалистов для автомобильных предприятий, которые впоследствии трудоустраиваются на них.

На сегодня уже более 5 тыс. человек прошли обучение и работают на заводах в Калуге и в Москве, причём появление центра в регионе подтолкнуло к решению ещё одной задачи – обновлению всей сети профтехучилищ. Я думаю, что нам совместно с бизнесом целесообразно использовать такие подходы при реализации инвестиционных проектов в любых других видах экономической деятельности, то есть заранее просчитывать потребность в рабочей силе и готовить её к моменту запуска предприятия.

* * *

Уважаемые коллеги!

В заключение несколько слов о задачах, поставленных в марте Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым перед Правительством, в том числе и в сфере повышения качества рабочей силы. Они касаются прежде всего:

организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестиционных проектов;

обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства;

включения в программы обучения в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней производственной практики учащихся по получаемой профессии (специальности);

совершенствования системы государственного статистического наблюдения за показателями, отражающими создание новых, в том числе высокопроизводительных рабочих мест в целях оценки динамики развития инновационной экономики и формирования эффективной занятости населения;

разработки комплекса мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Мы рассчитываем на активное участие в подготовке указанных предложений и бизнес-сообщества.

Оставить ответ

Related Post

Перечень мероприятий на 27 апреля 2011 г., в которых участвуют Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин и его заместителиПеречень мероприятий на 27 апреля 2011 г., в которых участвуют Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин и его заместители

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов: — Заседание наблюдательного совета организационного комитета по проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов

Один из убийц московских туристов в Кабардино-Балкарии уничтоженОдин из убийц московских туристов в Кабардино-Балкарии уничтожен

Установлены личности убийц московских туристов в Кабардино-Балкарии 18 февраля. Один из них уничтожен неделю назад. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 20 апреля, в Следственном управлении СКР по КБР.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл переговоры с Премьер-министром Королевства Дания Л.Лекке РасмуссеномПредседатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл переговоры с Премьер-министром Королевства Дания Л.Лекке Расмуссеном

Стенограмма начала переговоров: Л.Лекке Расмуссен (как переведено): Господин Премьер-министр Владимир Владимирович! Для меня огромная честь и большая радость приветствовать Вас здесь во время Вашего первого официального визита в Данию. Подчеркиваю